ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Московская область

ДОКЛАД О РАЗВИТИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2015 ГОД

Доклад
о развитии и результатах процедуры
оценки регулирующего воздействия в Московской области 
за 2015 год

 

1. Основные характеристики института оценки регулирующего воздействия в Московской области.

Оценка регулирующего воздействия в Московской области регламентируется положениями Закона Московской области от 30.12.2014 № 193/2014-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» и постановления Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1449/40 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области».

Указанная нормативная правовая база, размещена на официальном Интернет-портале Правительства Московской области в разделе «Документы» «Оценка регулирующего воздействия»: mosreg.ru/dokumenty/normativnaya-pravovaya-baza/, а также официальном Интернет-сайте Министерства экономики Московской области: me.mosreg.ru/dokumenty/zakonodatelstvo/.

Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на проведение оценки регулирующего воздействия является Министерство экономики Московской области.

Процедура оценки регулирующего воздействия в Московской области осуществляется в два этапа, начиная с размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте разработчика проекта с целью проведения предварительной оценки регулирующего воздействия. После проведения указанной процедуры и с учетом степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Московской области уполномоченным органом проводится углубленная оценка регулирующего воздействия представленного разработчиком проекта нормативного правового акта Московской области.

Подобная система признана наиболее эффективной, так как, позволяет вовлечь в обсуждение проекта наибольшее количество заинтересованных лиц и подготовить объективное заключение по разрабатываемым проектам.

2. Практическая деятельность по оценке регулирующего воздействия в Московской области.

В 2015 году Министерством экономики Московской области рассмотрено 104 проекта нормативных правовых актов Московской области, представленных центральными исполнительными органами государственной власти Московской области для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия.

Из них: подлежали процедуре оценки регулирующего воздействия – 31 проект, положительные заключения об оценки регулирующего воздействия – 28 проектов, по 3 даны отрицательные заключения, которые учтены разработчиком.

Следует отметить, что в прошедшем году уполномоченным органом проведена оценка регулирующего воздействия помимо проектов нормативных правовых актов, разработанных центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, в отношении 2 проектов законов Московской области, подготовленных Московской областной Думой.

В результате оценки регулирующего воздействия в проектах нормативных правовых актов Московской области, поступивших на оценку:

– устранены нечеткие формулировки и положения проектов нормативных правовых актов Московской области приведены в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Московской области;

– выявлены и исключены положения, вводящие избыточные издержки для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

– выявлены риски возникновения необоснованных расходов бюджета Московской области.

Проведенная работа позволила повысить качество принимаемых регулирующих решений.

Согласно Плану проведения экспертизы  нормативных правовых актов Московской области на 2015 год указанная процедура осуществлялась в отношении 5 нормативных правовых актов Московской области.

По результатам экспертизы в отношении 4 нормативных правовых актов Московской области подготовлены положительные заключения, в 1 акт разработчиком внесены изменения в соответствии с замечаниями по итогам проведенной экспертизы.

Ежегодно уполномоченным органом осуществляется сбор предложений о необходимости проведения экспертизы в отношении действующих нормативных правовых актов Московской области. С учетом предложений бизнес-сообществ и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области утвержден План проведения экспертизы нормативных правовых актов Московской области на 2016 год.

В течение 2015 года в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области осуществлялось взаимодействие со следующими организациями:

– Московское областное отделение общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»;

– Московское областное региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Деловая Россия»;

– Торгово-промышленная палата Московской области;

– Региональное отделение работодателей «Московский областной союз промышленников и предпринимателей»;

– Ассоциация малых инновационных предприятий Подмосковья;

– ООО «Международная Ассоциация Делового Сотрудничества» (МАДС);

– Некоммерческая организация Московский областной транспортный союз и другие.

Помимо этого, в рамках проведения публичных консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия  в отношении проектов нормативных правовых актов Московской области привлекался аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области.

В сентябре 2015 год запущен Интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти Московской области: www.regulation.mosreg.ru. Любой посетитель портала может принять участие в обсуждении проекта нормативно правового акта и направлять в удобной для него форме (электронной или письменной) предложения и замечания в рамках проводимой процедуры оценки регулирующего воздействия.

В рамках Федерального информационного портала об оценке регулирующего воздействия (www.orv.gov.ru) создан региональный подраздел, содержащий подробную информацию о реализуемых на территории Московской области направлениях оценки регулирующего воздействия.

В целях популяризации процедуры оценки регулирующего воздействия представители Министерства экономики Московской области участвовали в:

– Всероссийской конференции на тему «Роль и значение института оценки регулирующего воздействия в принятии регуляторных решений и улучшении инвестиционного климата регионов», г.  Пермь;

– конференции, проводимой Минэкономразвития России, на тему «Оценка регулирующего и фактического воздействия мер государственной политики в России: текущие вызовы и перспективы развития»;

– проведении круглого стола с представителями предпринимательского сообщества в рамках работы 3-го Форума предпринимателей Подмосковья на тему «Оценка регулирующего воздействия как эффективный инструмент улучшения условий для бизнеса», а также в рамках  Юбилейного съезда Московского областного союза промышленников и предпринимателей;

– видеоконференциях, проводимых Минэкономразвития России;

– заседании рабочей группы по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации при Консультативном Совете по оценке регулирующего воздействия при Минэкономразвития России;

– проведении в Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам севера круглого стола на тему «Правовое сопровождение внедрения процедур оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов».

3. Работа по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия на муниципальном уровне.

В целях поэтапного, планомерного внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия на муниципальный уровень Министерство экономики Московской области в 2014 - 2015 гг. осуществляло внедрение указанной процедуры в муниципальных образованиях Московской области в «пилотном» режиме.

Подписаны Соглашения о пилотной апробации внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области с 20 администрациями муниципальных образований Московской области.

Министерством экономики Московской области проведен обучающий семинар с представителями вышеуказанных муниципальных образований Московской области по вопросу механизмов внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

По итогом реализации пилотной апробации:

– 20 муниципальных образований Московской области разработали и утвердили нормативную правовую базу, регламентирующую процедуру оценки регулирующего воздействия и экспертизы на муниципальном уровне;

– созданы специализированные разделы на официальных сайтах муниципальных образований в сети Интернет, с целью проведения публичных консультаций в рамка процедуры оценки регулирующего воздействия;

– заключены соглашения о взаимодействии с организациями, осуществляющими поддержку предпринимательского сообщества.

В течение 2015 года оценка регулирующего воздействия проведена в отношении 12 проектов муниципальных нормативных правовых актов. Наиболее активными участниками пилотного проекта стали:

– Дмитровский муниципальный район Московской области;

– городской округ Домодедово Московской области;

– городской округ Электрогорск Московской области.

4. Результаты Рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации за 2015 год.

Эффективность деятельности по реализации института оценки регулирующего воздействия отмечена в ежегодном Рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия.

Московская область в 2015 году набрала 91 балл, что позволило подняться с 58 на 14 место в указанном рейтинге. Максимальные значения достигнуты по трем из четырех блоков показателей рейтинга:

– правовое закрепление и практический опыт;

– методическое и организационное сопровождение;

– реализация пилотного проекта по внедрению оценки регулирующего воздействия в деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

5. Основные задачи по развитию процедуры оценки регулирующего воздействия в Московской области на 2016 год.

1. Федеральным законом от 30.12.2015 № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» введены новые принципы определения сфер применения и реализации оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации. В связи с этим, в  2016 году будут внесены изменения в следующие нормативные документы Московской области:

– в Закон Московской области № 193/2014-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

– в Закон Московской области  № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области»;

– в постановление Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1449/40 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области»;

– в Регламент Правительства Московской области, утвержденный постановлением Губернатора Московской области от 02.07.2003 № 150-ПГ.

2. В целях реализации с 01.01.2017 процедуры оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов Московской области, в отношении которых ранее была проведена процедура оценки регулирующего воздействия, необходимо:

– уточнить порядок проведения оценки фактического воздействия;

– провести обучающие семинары с органами исполнительной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области;

– утвердить Перечень действующих нормативных правовых актов Московской области, в отношении которых будет проводиться оценка фактического воздействия в 2017 году.