ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Московская область

ДОКЛАД О РАЗВИТИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2014 ГОД

Доклад
о развитии и результатах процедуры
оценки регулирующего воздействия в Московской области 
за 2014 год

1. Законодательное закрепление процедуры оценки регулирующего воздействия  в Московской области.

1.1.  В соответствии с положениями Федерального закона от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статей 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» разработана и принята следующая нормативная правовая база, регламентирующая проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Московской области.

Закон Московской области от 30.12.2014 № 193/2014-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

Законодательно закреплено регулирование отношений, связанных с проведением оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, мониторинга фактического воздействия нормативных правовых актов Московской области, экспертизы нормативных правовых актов Московской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Согласно положениям указанного Закона процедуре оценки регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов Московской области, затрагивающие вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, разработанные как центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, так и Московской областной   Думой.

На территории Московской области реализуется постановление Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1449/40 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области » (в ред. постановлений Правительства Московской области от 19.06.2013 № 436/23, от 02.12.2013 № 1003/53, от 14.08.2014 № 646/31).

С учетом внесенных изменений процедура оценки регулирующего воздействия осуществляется с этапа размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте разработчика проекта с целью проведения предварительной оценки регулирующего воздействия. После проведения указанной процедуры и с учетом степени регулирующего воздействия проект нормативного правового акта Московской области уполномоченным органом (Министерством экономики Московской области) проводится углубленная оценка регулирующего воздействия представленного разработчиком проекта нормативного правового акта Московской области и  размещается на Интернет-портале Правительства Московской области в разделе «Документы» «Оценка регулирующего воздействия» «Публичные консультации».

Следует отметить, что процедура оценки регулирующего воздействия на территории Московской области  предусматривает следующие положения:

– без заключения об оценке регулирующего воздействия проект нормативного правового акта Московской области, затрагивающий вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, не может быть принят;

– в случае получения отрицательного заключения об оценке регулирующего воздействия по проекту нормативного правового акта Московской области разработчик обязан устранить замечания уполномоченного органа;

– согласование разногласий по проекту нормативного правового акта Московской области осуществляется в порядке, установленном постановлением Губернатора Московской области от 02.07.2003 № 150-ПГ
«О Регламенте Правительства Московской области».

Кроме того,   утверждена процедура экспертизы принятых нормативных правовых актов Московской  области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная  процедура осуществляется уполномоченным органом – Министерством экономики Московской области. Определен порядок учета результатов экспертизы.

Положения об оценке регулирующего воздействия отражены также в постановлении Губернатора Московской области от 06.11.2013 № 278-ПГ  «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 02.07.2003  № 150-ПГ «О Регламенте Правительства Московской области» и Законе Московской области от 25.12.2013 № 164/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О Правительстве Московской области».

Помимо этого, на территории Московской области реализуется подпрограмма «Снижение административных барьеров, повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на 2014–2018 годы» государственной программы Московской области «Эффективная власть» на 2014–2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 660/37, предусматриваются мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование процедуры оценки регулирующего воздействия на территории Московской области.

Вся вышеуказанная нормативная правовая база Московской области размещена на официальном Интернет-портале Правительства Московской области в разделе «Документы» «Оценка регулирующего воздействия»: http://mosreg.ru/dokumenty/normativnaya-pravovaya-baza/, а также официальном сайте уполномоченного органа – Министерства экономики Московской области: http://me.mosreg.ru/dokumenty/zakonodatelstvo/

2. Комплекс мероприятий по информированию заинтересованных сторон о проведении процедуры оценки регулирующего воздействия, публичных консультаций в отношении проектов нормативных правовых актов Московской области, экспертизы нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в Московской области.

2.1. В течение 2014 года в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области, экспертизы нормативных правовых актов Московской области в соответствии с заключенными Соглашениями Министерство экономики Московской области, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области  осуществляли взаимодействие со следующими организациями:

Московское областное отделение общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»;

Московское областное региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Деловая Россия»;

Торгово-промышленная палата Московской области;

Региональное отделение работодателей «Московский областной союз промышленников и предпринимателей»;

Ассоциация малых инновационных предприятий Подмосковья;

ООО «Международная Ассоциация Делового Сотрудничества» (МАДС).

Помимо этого, в рамках проведения публичных консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия  в отношении проектов нормативных правовых актов Московской области привлекался аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области.

В целях популяризации процедуры оценки регулирующего воздействия представители Министерства экономики Московской области участвовали в:

– вебинарах, проводимых Торгово-промышленной палатой Московской области;

– мероприятиях, посвященных Дню российского предпринимательства и Дню работника промышленности Московской области.

Представители Министерства экономики Московской области:

– осуществляли взаимодействие с Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в части внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия на территории Московской области;

– участвовали в видеоконференциях, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации;

– участвовали  в выездном заседании Рабочей группы по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации Консультативного Совета по оценке регулирующего воздействия при Минэкономразвития России, также в

Гайдаровских чтениях «Развитие оценки регулирующего воздействия на региональном и муниципальном уровне», проводимых Правительством Ульяновской области совместно с Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и Фондом наследия Егора Гайдара в городе Ульяновск.

В 2014 году в рамках повышения квалификации представители Министерства экономики Московской области проходили обучение в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Столичный институт повышения квалификации специалистов» по курсу «Оценка регулирующего воздействия».

2.2. Министерством экономики Московской области проводились обучающие семинары с представителями центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее – ЦИОГВ МО) на тему проведения процедуры предварительной оценки регулирующего воздействия, оценки регулирующего воздействия в отношении разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов Московской области, экспертизы действующих нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

С учетом изменений, внесенных в постановление Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1449/40 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области»:

– на официальных сайтах ЦИОГВ МО введен подраздел «Предварительная оценка регулирующего воздействия»;

– ЦИОГВ МО – разработчиками проводились предварительная оценка регулирующего воздействия, публичные обсуждения в отношении разработанных проектов нормативных правовых актов Московской области с заинтересованными сторонами, по результатам подготовлен Сводный отчет и представлен в уполномоченный орган (Министерство экономики Московской области) для проведения углубленной оценки регулирующего воздействия.

3. Практическая деятельность по оценке регулирующего воздействия в Московской области.

3.1. Проведение процедуры ОРВ проектов нормативных правовых актов Московской области.

В 2014 году Министерством экономики Московской области рассмотрено всего 113 проектов нормативных правовых актов Московской области, представленных центральными исполнительными органами государственной власти Московской области для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Из них: не подлежали процедуре ОРВ – 82 проекта, положительные заключения об ОРВ – 31 проект, по 2 даны отрицательные заключения, которые учтены разработчиком.

В результате ОРВ в проектах нормативных правовых актов Московской области, поступивших на оценку:

– устранены нечеткие формулировки и положения проектов нормативных правовых актов Московской области, приведены в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Московской области;

– выявлены и исключены положения, вводящие избыточные издержки для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

– выявлены риски возникновения необоснованных расходов бюджета Московской области.

Проведенная работа позволила повысить качество принимаемых регулирующих решений.

3.2. Проведение экспертизы нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в Московской области.

В целях проведения экспертизы в отношении нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, утверждены Планы проведения экспертизы нормативных правовых актов Московской области на 2014 год и 2015 год.

Согласно Плану проведения экспертизы  нормативных правовых актов Московской области на 2014 год указанная процедура осуществлялась в отношении 3-х нормативных правовых актов Московской области, в части:

– определения достаточности критериев наличия устойчивого пассажиропотока и (или) социальной потребности в пассажирских перевозках для открытия маршрута регулярных перевозок;

– анализа соответствия мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в Московской области условиям и требованиям, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– исключения государственного регулирования на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и маневровую работу локомотива, внесения соответствующих изменений в Методические указания по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Московской области.

Заключения об экспертизе указанных нормативных правовых актов Московской области размещены на официальном Интернет-портале Правительства Московской области в разделе «Документы» «Оценка регулирующего воздействия» и направлены  в соответствующие центральные исполнительные органы государственной власти Московской области.

По двум нормативным правовым актам Московской области с учетом итогов проведенной экспертизы центральными исполнительными органами государственной власти Московской области внесены соответствующие изменения.

4. Работа по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия на муниципальном уровне.

В целях поэтапного, планомерного внедрения процедуры ОРВ на муниципальный уровень Министерство экономики Московской области, начиная с 2014 года, осуществляет внедрение процедуры ОРВ в муниципальных образованиях Московской области в «пилотном» режиме.

Подписаны Соглашения о пилотной апробации внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области с пятью администрациями муниципальных образований Московской области:

– Дмитровский муниципальный район;

– Ступинский муниципальный район;

– городской округ Домодедово;

– городской округ Реутов;

– городской округ Электрогорск.

Министерством экономики Московской области проведен обучающий семинар с представителями вышеуказанных муниципальных образований Московской области по вопросу механизмов внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.